Мебельный торговый центр «Элегия» на Московской улице

Мебельный торговый центр «Элегия» на Московской улице

Архитектурная мастерская Юрия Виссарионова представила проект торгового центра, который предполагается разместить при въезде в Новгород из Москвы. Помня о том, что торговый центр будет строиться не где-нибудь, а на подступах к Великому Новгороду, архитекторы насытили здание фактурными древнерусскими аллюзиями.

Торговый центр, предназначенный для продажи местной мебели фабрики «Элегия» – функционально это большой мебельный магазин, – будет расположен на окраине Новгорода, на Московской улице. По ней в город въезжают туристы, и другие любители русских древностей. Сейчас человека, едущего из Москвы, вначале удивит внушительных размеров надпись «Великий Новгород 859», а затем, с правой стороны – стеклянно-металлические параллелепипеды завода жевательных резинок «Дирол». Напротив этого завода, слева от дороги, и планируется построить здание мебельного центра (позднее рядом появится торгово-общественный комплекс, вторая очередь проекта), – который будет встречать туристов вместе с магазином «Элегия» и станет их первым впечатлением при въезде в город.

Заводское здание «Дирола» построено в сдержанно-экономном интернациональном стиле, принятом для сооружений такого рода. Мебельный центр – дело совершенно другое, мебель это один из основных предметов приложения усилий современного дизайна, она требует заметного и даже броского архитектурного оформления. Проект архитектурного бюро Юрия Виссарионова обеспечивает его в полной мере.

Визуально, если смотреть снаружи, он составлен из пяти объемов, которые плотно вросли друг в друга и образовали план со сложным ломаным контуром, общие очертания которого похожи на бумеранг (или на человеческий локоть, который согнули, и в месте сгиба на рукаве образовалось множество складок).

Два центральных объема, расположенных на воображаемом «сгибе» и особенно заметных с трассы, сделаны, один – стеклянным как большая трехэтажная витрина, а второй – как белый каменный блок, прорезанный множеством оконных прямоугольников разной конфигурации, горизонтальных, вертикальных, квадратных, больших и маленьких, разбросанных хаотически-асимметрично. Значительное количество этих окон сосредоточено на кровле и служит для освещения атриума, который в солнечный день будет покрыт большими прямоугольниками света. Часть окон прорезает стык стены и крыши, намеренно лишенный карниза, подчеркивая цельность перфорированной массы. Оба блока, стеклянный и каменный, расширяются кверху, и вообще строго вертикальных и даже строго горизонтальных линий (помимо пола, разумеется), здесь меньшинство – каждая плоскость стремится проявить характер и хотя бы чуточку, но наклониться. Два главных объема поддержаны третьим – вертикалью лестницы, узкой, призматической, стеклянной и самой высокой во всем комплексе, она отмечает его самую ответственную точку наподобие флагштока или капитанского мостика (что соответствует действительности, так как рядом с ней, выше всех, планируется поместить конференц-зал и комнаты администрации).

В довершение эффекта сахарно-стеклянное ядро заключено в рамку бассейна (тоже с ломаными краями), и входить в торговый центр посетители будут по мостику, попадая в металлическую темно-серую коробку портала, врезанную в «сахарный» объем атриума.

Аллюзии очевидны – прорезанный нерегулярными окнами белый блок это «древнерусское каменное» (намеренно не говорю что, храм, жилье или стены), взятое очень общо и в духе декораций к «Дягилевским сезонам»: окна, склоненные стены, лепная простота. Вода бассейна и стекло соседнего объема это вода Ильмень-озера, а вертикаль лестницы даже, если немного подключить фантазию, претендует на роль колокольни. То есть это обобщенный собирательный набросок древнерусского города на воде, сказочно-театрально-киношного «господина Новгорода», а может быть даже града Китежа.

Ядро заключено в раму из двух объемов пониже, расположенных справа и слева (они формируют ветви Г-образного плана). Эти объемы будут отделаны коричневыми деревянными панелями (буквально «обернуты» деревом), и обозначают, конечно же, массу городских домов, которая до XX века в нашей лесной стране состояла, как известно, из деревянных построек.

Дерево, правда, не ограничивается фоновой ролью и проникает внутрь самого главного фасада в виде глубоких декоративных «коробчатых» рам вокруг окон. Две такие «коробки» (размером с приличную гостиную, с вынутой стеклянной передней и задней стеной) левитируют прямо над водой бассейна. Это большие эффектные витрины – аттракцион, рассчитанный уже не на проносящегося мимо автомобилиста, а на людей, пришедших в торговый центр.

Есть еще один объем, пятый, он ниже всех остальных и расположен дальше всех; он синеват, прямоуголен и в описанной схеме, скорее всего, мог бы обозначать лесные дали вокруг города. Надо сказать, что разделение объемов существует только снаружи; внутри это цельное пространство, которое можно будет разгораживать как угодно. Все, вместе с бассейном, покоится на белой плите основания (так и хочется сравнить, продолжая аллюзии, эту плиту с геологической), ниже которой запланирован один подземный этаж.

Итак, если говорить о типичном, выработанном в книгах и театре образе древнерусского города, то этот образ отражен здесь точно и ясно. Хотя никакой берендеевской изобразительности, резных полотенец или там куполов, разумеется, нет. Стилистика проекта сродни деконструктивизму Даниэля Либескинда: скосы, срезы, наклоны, развороты и контрасты фактур и объемов, удерживающие внимание зрителя. Такое здание, безусловно, не может остаться незамеченным.

Архитектурно-планировочные решения генерального плана

Торговый центр проектируется в ответственном месте, на въезде в город, что повышает требования к его композиционному и архитектурно-художественному решению. Здание решается в виде динамичной ступенчатой композиции, состоящей из пяти блоков, расположенных под разными углами друг к другу. Высота и этажность (от 1-го до 4-х) блоков нарастает к улице Московской. Блоки имеют различную отделку – металл, дерево, штукатурка, стекло, что символизирует синтетический образ старого и нового города. Современные формы здания перекликаются с крупными стеклянно-металлическими корпусами завода «Дирол» по другую сторону улицы Московская. В объекте представлены различные масштабы экспозиции – от «космического» до общего и локального, в котором каждый экспонат рассматривается как «вещь в себе». Экспозиция начинается уже на улице, где само здание выступает в роли экспоната, окруженного рекламными объектами малых архитектурных форм. Внутренние пространства торгового центра организованы в соответствии с логичной функциональной структурой. Складская и бытовая зона с загрузкой предусмотрены в -1-м уровне блока, удаленного от ул.Московская. Торговая зона располагается в -1-м, 1-м и 2-м уровнях остальных блоков и представляет собой единое перетекающее пространство, что позволяет изменять концепцию расстановки мебели, устраивать тематические и специализированные экспозиции. Административная зона, так же как и буфет располагаются во 2-м уровне самого высокого блока, приближенного к ул. Московская. В его верхнем уровне располагается конференц-зона, включающая зал на 100 мест с просторным фойе. Участники конференций могут попасть в конференц-зал непосредственно из вестибюля Торгового центра, по изолированной лестнице. Для связи всех уровней здания помимо открытых и эвакуационных лестниц предусмотрены пассажирские и грузовые лифты и подъемники.

Земельный участок площадью 44 600 м2 расположен на восточной окраине г. Великий Новгород, южнее улицы Московская. С севера от участка, за ул.Московская расположена территория завода «Дирол», с запада и юга – территория, поросшая лесом, с востока – автомобильная развязка. Участок имеет трапециевидную, почти прямоугольную форму и вытянут в направлении восток — запад. Въезд на участок – с северной стороны, с ул. Подгорная. Рельеф участка ровный, покрытый низкорослым смешанным лесом. Проектом предполагается размещение на восточной половине участка площадью около 16 тыс. м2 здания Торгового центра мебельной фабрики Элегия. На западной половине участка в дальнейшем намечается создание торгово-общественного комплекса. Въезд-выезд на проектируемую территорию предусматривается с севера — с ул. Московская и с юга – с автодороги, ведущей к историческому центру города. Автомобильные стоянки и места загрузки размещаются открыто, под платформой Торгового центра, располагающейся чуть выше уровня ул.Московская. Непосредственно с ул.Московская предусмотрен въезд и вход на платформу к главному и дополнительному входам для посетителей. Территория Торгового центра благоустраивается, по возможности сохраняются деревья, устанавливаются элементы рекламы и малые архитектурные формы, устраиваются газоны, прогулочные дорожки, декоративные и мелиоративные водоемы.

Источник: Юлия Тарабарина, Архи.ру