Советская мозаика — быть или не быть
Посвящённые музам из светлого будущего
Многие из нас любят просматривать старые фотографии. Особенно любимы не альбомы с сотнями фото с вечеринок, а старые детские, чёрно-белые, дорогие той памятью и ассоциациями, которые они хранят. Взрослея, мы увлекаемся новым и современным, легко забываем старое, но постоянно ловим себя на мысли, что есть какие-то зацепки из прошлого, без которых немыслимо ни одно воспоминание о детстве. Без которых нельзя представить тот город, в котором ты рос, те маршруты в школу или поликлинику, к бабушке в гости или к папе на работу. Для меня такими зацепками являются советские мозаики на стенах домов.
Их в нашем городе немного, но все они, с моей точки зрения, достойны быть сохранёнными для будущих поколений не только в памяти или фотоальбоме.
Можно спорить о художественной ценности этих произведений: являются ли они искусством, сотворённым на века, или прикладной временной декорацией. Но если и не искусство, то, как минимум, это — история. История пропаганды, история поколения, история Великого Новгорода в XX веке. И уже только поэтому её нельзя потерять.
Искусство мозаики известно с древности и ассоциируется с дворцами Древнего Востока, античными храмами. Образ Александра Македонского нам со школы знаком тоже по мозаике. В Византийской империи мозаичное искусство достигло высочайшего рассвета. С принятием христианства она пришла и на Русь, но из-за дороговизны смальты не получила распространения, уступив своё место другим видам монументальной живописи. В первую очередь – фреске. Возродить мозаику в России попробовал Ломоносов, он досконально изучил технологию, открыл производство смальты. Его работа «Полтавская битва» в Академии Наук до сих пор впечатляет. Но со смертью великого учёного мозаичное дело было вновь забыто.
Следующий всплеск интереса к мозаике в России приходится на середину XIX века, когда создавался Исаакиевский собор. Его стены и своды украшают 62 мозаичных панно. Созданная вновь при Академии Наук мастерская не только наладила производство смальты по известным технологиям, но и изобрела собственные. Позже известность получила мастерская Фроловых, которая стала самой успешной студией мозаики в дореволюционной России, а впоследствии заложила основы советского мозаичного искусства.
Казалось бы, для советской эпохи неприемлемо всё, связанное с религией (а именно с ней в первую очередь ассоциируется мозаика), но как и фреска в 20-е годы, так и более дорогостоящая, но не менее впечатляющая, мозаика в 30-е активно использовались в пропагандистской живописи.
В 1930-е годы в СССР мозаика переживала период расцвета. Особенно это проявилось при строительстве в Москве метрополитена. Станции метро были превращены в произведения искусства. Вершиной развития мозаики в то время стала композиция «Карта индустриализации СССР», завоевавшая гран-при на Всемирной выставке в Париже. На ней драгоценными камнями был изображён весь Советский Союз и отмечены победы социндустрии. Так Компартия отметила 20 годовщину Октября.
Мозаикой были украшены и Мавзолей на Красной площади, и Государственный Кремлёвский дворец. Мозаика стала своеобразным символом Советского союза, его визитной карточкой и гордостью. Монументальные панно сохранились во многих городах бывшего СССР. На них изображены герои социалистического труда – шахтёры и сталевары, спортсмены и космонавты, доярки и комсомолки. Эти мозаики богаты сюжетами, часто глубоко символичными и сюрреалистичными.
От метро и мавзолея мозаика пришла на стены школ, пионерлагерей, домов культуры и даже автобусные остановки. Наверняка каждый рассматривал их в детстве в ожидании транспорта в деревню или на дачу, додумывал сюжет.
Мода украшать мозаикой фасады процветала в СССР в 70-е. Не остался в стороне и наш Новгород. На фасадах зданий советской эпохи не так много декора. Но до нашего времени дошло несколько работ, сюжеты которых знакомы каждому новгородцу с детства. Они просты, забавны, наивны, но созданы по строгим канонам советской идеологии, со счастливыми лицами и радостными взглядами, устремленными в светлое будущее.
Конечно, самые известные мозаики расположены в центре, мимо них лежат пути туристов и горожан, ежедневно спешащих на работу или домой.
На заводе им. Ленинского комсомола (теперь там «Гагаринский» рынок и точки общепита) красуются космонавт, красноармеец и рабочий – очевидно, как пример для комсомольцев-ленинцев, чьим именем и назван завод. Защита Родины, работа на производстве и стремление покорить далёкие планеты – о чём ещё должна была думать молодёжь при Брежневе? Странно, что возле серпа лежит не молот, а гаечный ключ, очень похожий на кость. И как такую вольность пропустила цензура?
А вот гостиница «Интурист» на улице Великой (Дмитриевской) – лицо советского туризма. На фасаде — барышня в псевдоруссконародном костюме, с угловатыми гуслями и хлебом-солью. Судя по всему, образ призван приветствовать туриста на древней Новгородской земле. Не случайно из достопримечательностей города выделены Кремль и вечный огонь.
Панно возле проходной т.н. «Круглого гаража» (ПАТП-1) на Нехинской отличается более прозаичным, но героическим сюжетом. Комиссар выступает с пламенной речью перед солдатами, уходящими на фронт. Перед посадкой в грузовики с ними прощаются родные, играет духовой оркестр. Но лица добровольцев невозмутимы: их долг – защищать Родину.
На стенах учебных заведений (Педколледж – бывший дом пионеров на Нехинской, 28 и 29 школы в Западном районе Новгорода) сюжеты, что ожидаемо, посвящены школьникам, пионерам, учёбе. Книга, горн и барабан, голубь мира – всё самое разумное, доброе и вечное, как полагается, отражено в этих образах. Кстати, при внимательном рассмотрении мозаики на 29 школе (ныне гимназия «Гармония») можно увидеть и деревянную церковь из Витославлиц.
Продолжает тему доброты и стабильности «Счастливая семья» на фасаде здания Росгосстраха на Рогатице (Большевиков).
Это мозаики, которые на виду у всего города. А есть ещё и внутри зданий: в музыкальной школе им. Рахманинова, в гостинице «Садко». Да и ещё много где найдётся, если присмотреться к бывшим советским заводам, автобазам, столовым и прочим учреждениям.
Стоит ли сохранять эти картины для потомков? На этот вопрос отвечает как само время, так и хозяева зданий-носителей этого наследия. Где-то мозаичные панно с мультяшными пионерами замазывают, словно стыдятся, где-то «монументалка» разрушается вместе с фасадом школы, на ремонт которого нет денег, где-то деревья уже давно закрыли собой эти «приветы из прошлого». А где-то, наоборот, их оберегают – так, например, возле ПАТП сделана подсветка, а после евроремонтов в гостиницах этот «ретро-декор» остаётся и гармонично вписывается в интерьер и экстерьер.
Со временем такие вещи становятся частью городской среды, имиджа города. Как граффити в Берлине или Барселоне, они уже достопримечательность современного города. И многим оказываются дороги как память о детстве или юности. Вспомните недавний шум в интернете по поводу
Я не новгородец, но мне советская мозаика нравится. Часто над ней работали хорошие художники, а темы там возвышенно-отвлеченные, о прогрессе и чем-то хорошем. Или просто цветочки. Это гораздо лучше, чем вездесущие рекламные баннеры.
Кстати, в восточной Германии, несмотря на весь негатив к режиму в ГДР, такие мозаики оставляют и охраняют.
[…] сокращённую версию материала (полную читайте на сайте […]