Опыт других городов: Брайант-парк в Нью-Йорке

Опыт других городов: Брайант-парк в Нью-Йорке

В Нью-Йорке, помимо знаменитого Централ-парка, есть еще большое количество менее известных, но от этого не менее замечательных городских парков с богатой историей, и со своей уникальной атмосферой. Вчера я решил написать пост про один из таких парков — Брайант-парк. Но тема оказалась настолько интересной, что на я уже второй вечер подряд занимаюсь этим парком, а остановиться все никак не могу.

Часть 1. История.

Эта территория получила статус общественного места не предназначенного для городской застройки еще во времена английского колониального правление, когда само место было глушью, а вокруг рос лес. Казалось бы, судьба уготовила этому клочку земли судьбу парка с самого начала, однако перед тем, как стать парком, этому участку было суждено стать городским кладбищем для бедных.
С 1823 по 1840 здесь хоронили преступников, бездомных и тех, кто не не имел родственников и за чьи похороны некому было заплатить. Хоронили рядами в общих безымянных могилах. Во второй половине 19-го века, из-за частых эпидемий, власти запретили любые захоронения в городской черте, а существующие начали переносить за пределы города. Все могилы бедняков перенесли на остров Вардс.

Городское кладбище для бедных на острове Вардс.

Первый парк на этом месте открылся в 1847 году под названием Резервуар-сквер. Название дали из-за огромного искусственного водохранилища под названием «Кротонский резервуар», построенного прямо по соседству. Резервуар был огромным каменным сооружением построенным из гранита, конструктивно похожим на бассейн, а внешне напоминавший крепость. Он был одним из конечных сооружений в огромной системе снабжавшей город питьевой водой до конца 19-го века. Кротонская система начиналась далеко в Кэтскилских горах, и при помощи сложной системы дамб, акведуков и подземных тоннелей вода поставлялась в город.

1890 год.

Самым старым мостом в Нью-Йорке соединившим берег Манхеттена, и сохранившимся до наших дней, является не Бруклинский, а мост Хай-бридж перекинутый через Гарлем-ривер. Он был пешеходным мостом совмещенным с акведуком, и являлся частью Кротонской системы. Именно по нему вода поступала на Манхеттен, а дальше в Кротонский резервуар. Хай-бридж сохранился до наших дней, но сейчас никак не используется.

Так случилось, что именно сегодня я сфотографировал Хай-Бридж из окна машины. Центральный стальной пролет появился в 1928 году для удобства судоходства. До этого мост был целиком каменным и выглядел вот так.

В 1853 году в парке была устроена Всемирная индустриальная выставка, а для ее проведения был построен «Кристальный дворец», огромное сооружение из железа и стекла, по конструкции похожее на дебаркадер, которые строили на старых железнодорожных вокзалах. Выставка была устроена по подобию лондонской выставки 1851 года. Идея строительства дворца была заимствована так же из Лондона.

Именно на этой выставке Элиша Отис демонстрировал свое изобретение — безопасный лифт, которое вскоре произведет революцию в строительстве и позволит строить высотные дома. Демонстрировал он его оригинальным образом. Сам Отис стоял на платформе подъемника, а его ассистент рубил удерживающий канат. Платформа вместе со стоящим Отисом оставалась на месте и не падала благодаря специальным уловителям.

У публики выставка имела огромный успех и стала главным городским аттракционом, но в финансовом плане это был полный провал. Выставка проработала до ноября 1854 года приняв 1,1 миллион посетителей и разорив устроителей.

Сам дворец рекламировался как абсолютно пожаробезопасное здание которое не может сгореть. Но как это обычно бывает в истории — непотопляемые корабли тонут, а несгораемые здания прекрасно горят. Cгорел и «Кристальный дворец». В 1858 году он исчез в клубах дыма и языках пламени вместе со всем содержимым. Причем сгорел на удивление быстро. Близость огромного резервуара с водой по соседству ему никак не помогла.

В 1884 году парк переименовали в честь американского журналиста, общественного деятеля, поэта и главного редактора газеты «Нью-Йорк Ивнинг Пост» — Уильяма Брайанта. Брайант, кстати, был одним из главных инициаторов создания Централ-парка и Метрополитен-музея в Нью-Йорке.

В 1889 году «Кротонский резервуар» снесли, а на его месте начали строительство новой Нью-Йоркской публичной библиотеки.

Строительство библиотеки. 1903 год.

1911 год.

1930 год. Здесь видно, что изначально фонтан стоял у здания библиотеки.

В 1933-1934 годах парк был реконструирован в рамках «Проекта общественных работ» во время Великой депрессии, под руководством Роберта Мозеса. Руководителя парковой службы Нью-Йорка в то время.

1934 год. А тут фонтан уже перенесли к 6-й авеню. Сам фонтан является первым в Нью-Йорке городским памятником посвященным женщине.

Парк был переделан под классическую схему с большим центральным газоном, обрамляющими его пешеходными дорожками и аллеями, каменными балюстрадами, большим фонтаном, и изящным кованным забором, отделявшим парк от соседних улиц.

Парк после реконструкции. 1937 год.

В 70-х и начале 80-х, Брайант-парк, как и весь город, пережил далеко не лучшие свои времена, и стал местом где собирались криминальные личности, проститутки и наркоторговцы. На лавках спали бездомные. Изящная ограда была поломана, газон вытоптан и загажен. Дорожки и фонари разбиты. Фонтан не работал а все вокруг были испещрено граффити. В парке регулярно грабили прохожих. Периодически случались убийства.

1983 год.

Обычные горожане старались обходить это место стороной, а сам парк получил прозвище «Needle Park» (needle — игла), за круглосуточную торговлю и употребление наркотиков на его территории. Правда в этом отношении Брайант-парк не был одинок, такое прозвище получили многие парки и площади в Нью-Йорке 70-х.

1984 год.

И все это происходило благодаря «удачному» ландшафтному дизайну парка и закрытости его от городских улиц. В стенах и балюстрадах делали закладки наркоторговцы, а высокий уровень парка над улицами, ограда и кусты скрывали любую деятельность на его территории от посторонних глаз. Кое-кто даже заметил на этот счет — «Это невероятно, но похоже парк просто идеально предназначен для наркоторговли.» Дошло до того, что на страницах газет появились призывы закрыть парк.

Парк довели до такого состояния, что его было впору закрывать, а на его месте строить очередной небоскреб. К счастью этого не произошло. Парк не только восстановили, но и сделали его одним из лучших мест для отдыха горожан. А многие идеи, которые реализовали в Брайант-парке, в дальнейшем растиражировали по всему городу.

Рассказ будет даже не столько про парк, сколько про то, как можно при помощи внимания к мелочам изменить атмосферу довольно посредственного места, и заставить говорить об этом весь город.

Часть 2. Наши дни.

После того, как парк пришел в совершеннейший упадок и превратился из места отдыха в притон и рассадник криминала, власти города предпринимали бесчисленное количество попыток вычистить это место. Проводили очередной полицейский рейд. Кого могли арестовывали, кого не могли выгоняли. Наступал вечер и все продолжалась как ни в чем не бывало. На место арестованных наркоторговцев быстро приходили новые. Проститутки снова вставали вдоль улиц в ожидании клиентов, Бездомные возвращались на свои обжитые места. Нью-Йорк 70-х жил своей привычной жизнью и совершенно не собирался меняться.

Публичная библиотека Нью-Йорка.

В 1980 году случилось то, что может произойти в Америке, но к сожалению, не может в России. Группа богатых горожан, неравнодушных к судьбе Брайант-парка и собственного города, организовала некоммерческий фонд «Корпорация Брайант-парк», который занялся управлением парком. Изначально «Корпорация Брайант-парк» поддерживалась Фондом братьев Рокфеллеров, но со временем парк перешел на самофинансирование. Все средства поступают от управления имуществом, частных пожертвований, и от мероприятий проводимых на территории парка. Никаких государственных источников финансирования у фонда нет, хотя парк и является федеральной собственностью.

Очистка граффити со стен парка.

Под управлением фонда начались преобразования вернувшие Брайант-парк к жизни и сделавшие его вновь популярным среди горожан местом. Управляющие был сторонниками «теории разбитых окон» и начали планомерно приводить парк в порядок уделяя внимания даже маленьким, и на первый взгляд незначительным деталям. Очистили парк от граффити, восстановили растения и цветы, починили дорожки и наняли частных охранников, которые начали круглосуточно следить за порядком на его территории. Важно было не только навести порядок, но и поддерживать его изо дня в день. В парке начали проводить различные мероприятия. Заработали кафе. Все эти меры дали результат. За семь лет количество посетителей удвоилось, а преступность упала на 92%.

Вид на Американ-радиатор-билдинг и Импайр-стейт-билдинг с лужайки парка.

В 1988 году было принято решение закрыть парк и провести в нем глобальную реконструкцию. При создании проекта реконструкции пригласили социологов, чьи исследования показали интересную ситуация — посетители чувствовали себя в парке уютнее и безопаснее, когда парк соединялся с городскими улицами, а не был отрезан от них высоким забором. Они как бы получали над ним контроль, он становился частью их городской жизни, а не самостоятельным объектом спрятавшимся за кустами и изгородью. Важной частью концепции было то, что при работе над проектом реконструкции парка, все внимание уделяли мелким, но важным деталям, а не придумыванию некой грандиозной идеи.

Концепция реконструкции состояла всего из двух основополагающих идей:
1. Мобильные стулья — территорию парка наполнили легкими стульями, которые посетители могут переносить и ставить там, где им захочется. Таким образом, им дали контроль над пространством и призвали людей взаимодействовать между собой теми способами, которые выберут они сами, а не теми, что предложат им ландшафтные дизайнеры. Так же стулья являются сигналом доверия парка по отношению к своим посетителям. Ведь в нем так хорошо, что им не захочется их украсть.

Стулья бывают двух типов. Просто складной стул, и складной стул со столиком.

Единство с городом — уровень парка был понижен почти до уровня улиц, а высокий забор убрали, оставив местами лишь невысокую изгородь. Построили новые входы, и увеличили видимость и доступность парка с улиц. Парк стал частью города и пригласил его жителей к себе в гости, но не для того, чтобы поразить их собственной красотой, а для того, чтобы создать для них атмосферу спокойствия и уюта, и помочь немного передохнуть и расслабится в бурном потоке городской жизни. Парк сделали для людей живущих в городе, а не для украшения этого самого города.

Вход на одноименную станцию подземки.

В процессе были реконструированы туалеты, сделаны въезды для инвалидов. Перестроены здания ресторана и кафетериев. Реконструкция заняла три года. Парк вновь открылся в 1992 году и сразу получил множество хвалебных отзывов, как один из лучших проектов по улучшению городской среды. Стулья, которые когда-то выбрали для Брайант-парк, давно растиражированы по всему Нью-Йорку, и в последние годы стали привычным элементом для многих городских площадей и зон отдыха.

Стулья тут везде. Их можно ставить где захочется.

Но на самом деле они уже стоят везде. Так что их даже переносить не надо. Надо лишь найти понравившийся уголок.

В парке 5 000 предметов мебели: 4 200 стульев, 800 столов, и 55 зонтов.

Стулья являются так же источником дохода для парка. Стул можно купить за $125 в интернет-магазине парка, или заказать на нем именную табличку за $150. Стулья с табличками встречаются по всему парку. Чаще всего таблички заказывают в память об умерших друзьях или родственниках, но так же попадаются таблички в память о чьей-то свадьбе, или просто подарочные.

Особое внимание уделили дизайну урн для мусора. До того момента об этом элементе городской среды мало кто задумывался, и везде в городе стояли привычные нью-йоркские сетчатые баки. Урны были разработаны Игнасио Чоккини (Ignacio Ciocchini), директором по дизайну «Корпорации Брайант-парк». Дизайн напоминает бутоны цветов, а их вид и яркий цвет дают мощный сигнал о том, что в этом месте внимательно следят за чистотой и порядком, уважительно относятся к окружающей среде, а сама урна является равноправной частью окружающего ландшафта, а не грязным неприятным предметом стыдливо стоящим в дальнем и темном углу. Нужно ли говорить, что теперь такие урны можно встретить и за пределами парка, а в последние годы, каждый уважающий себя район в Нью-Йорке озаботился собственным дизайном урн для мусора.

Урны естественно раздельные. Синяя пластик и стекло, зеленая остальной мусор. Есть еще отдельная урна для бумаги и газет.

Помимо огромного количества урн (они есть почти на каждой фотографии), в парке постоянно работают уборщики. У них своя фирменная униформа. Парковые урны моют специальным средством и они всегда выглядят как новые.

Несмотря на то, что это Америка, и люди тут хорошие, в парке все равно круглосуточно дежурят охранники. Они практически ничего не делают, и ни за кем не следят, но сам факт их наличия удерживает посетителей от многих возможных глупостей.

Парк предлагает большое количество дополнительных развлечений и мероприятий. Здесь есть столы для настольного тенниса.

Уголок для любителей шахмат и нард. Есть отдельная площадка для игры в петанк.

Для детей проводят различные классы, уроки и просто играют с ними в уличные и настольные игры.

Для взрослых проводят занятия йоги, китайской гимнастики тай-чи, учат вязанию, фехтованию, нахлыстовой ловле (разновидность рыбалки), французскому, испанскому ,итальянскому и японскому языкам.

Проводят музыкальные и поэтические вечера. Читают книги. Устраивают завтраки с известными людьми. В год в парке проходит около 600 бесплатных уроков и мероприятий. Все, что я перечислил выше совершенно бесплатно! На некоторые классы только требуется предварительно записаться.

Для детей работает карусель. Стоит 2$ за поездку. Это одна из немногих вещей за которую здесь берут деньги.

Летом в парке проводят кинофестиваль и показывают фильмы на большом экране. Зрители лежат на газоне. Собираются огромные толпы. Зимой на месте газона работает каток. Тоже бесплатный. Деньги берут только за прокат коньков. В прошлом году каток совместили с показом фильмов. С января по февраль работают ярмарочные уличные кафе.

В парке работает читальный зал публичной библиотеки. Можно взять книжку и почитать на скамейке. Помочь с выбором может специальный сотрудник.

Помимо книг есть свежие газеты. Все естественно бесплатно.

Идея уличной библиотеки не нова. Первая читальня открылась здесь после реконструкции в 1935 году. Она проработала до 1944 года и закрылась из-за малого количества посетителей. В 2003 году уличный читальный зал библиотеки решили возродить.

Можно пообедать в ресторане.

Или в одном из уличных кафе.

Они есть на все вкусы.

Я выбрал то, что попроще.

Картофельный салат и томатный суп с крекерами обошлись мне в 7 долларов.

Летом 2002 Брайнт-парк стал первым парком в Нью-Йорке с бесплатным беспроводным доступом в интернет. Теперь это почти стандарт для современных уличных пространств.

У парка есть свой сайт — www.bryantpark.org, и свой блог — blog.bryantpark.org. Блог живет и постоянно пополняется новыми статьями. Большинство исторических снимков как раз оттуда.

Еще немного видов.

Фонтан.

Туда естественно кидают монетки.

По всему парку стоят стенды рассказывающие об его истории.

Посетительница наблюдает за птицами в бинокль. Довольно популярное занятие в Америке. В парке проводят организованные мероприятия на эту тему.

Помимо стульев есть и обычные скамейки.

Памятник Уильяму Доджу. Американскому бизнесмену и филантропу. Он никак не связан с одноименной маркой автомобилей.

Памятник Уильяму Брайанту у здания библиотеки.

Парк преобразил и пространство вокруг. Это газетный киоск стоящий на улице.

Существует городская легенда согласно которой под газоном до сих пор сохранились старые могилы. На самом деле там находится огромное хранилище книг Нью-Йоркской публичной библиотеки.

Мой рассказ был бы неполным без рассказа про парковый туалет.

Я не люблю снимать внутри подобных заведений, но это один из самых чистых общественных туалетов, что я видел. Если учесть, что находится он на улице, и туда заходят все прохожие идущие мимо, то это удивительно вдвойне.

После всего этого, совершенно не удивительно, что сегодня Брайант-парк самый посещаемый городской парк в мире по количеству посетителей на один акр — 1 000 посетителей на один гектар в день. Он принимает около 5 миллионов посетителей каждый год. Около 20 000 — 30 000 посетителей бывает в парке в выходной день, если на улице стоит хорошая погода.

40. Многие приходят в парк во время обеденного перерыва. Обедают и отдыхают от офисных кубиков. Если бы я работал по соседству, то тоже обедал исключительно в парке.

Считается, что 80% успеха парка состоит в правильном управлении, и только 20% в его дизайне. Брайант-парк стопроцентное тому подтверждение. Он так популярен не потому, что как-то особенно красив или необычен, а потому, что там интересно каждый день, и туда хочется возвращаться вновь и вновь.

Автор: samsebeskazal.livejournal.com

Оригинал записи, взято отсюда.