Информационный мусор и типовая застройка — не пора ли остановиться?

Информационный мусор и типовая застройка — не пора ли остановиться?

Андрей Гаврюшкин, доцент кафедры дизайна НовГУ им. Ярослава Мудрого, о типовой застройке, информационном мусоре и о необходимости изменения подхода к градостроительству

IMG_3104_640w

Романтика западного района Великого Новгорода. Фото: Анна Соколова

Наша страна и страны ближнего зарубежья в свое время подверглись широкомасштабному эксперименту по типовой жилой застройке городских территорий. У нас это явление носило особенно массовый характер — нет практически ни одного города в России, в котором не было бы «спальных районов» с типовыми панельными домами.

Со времен так называемых «хрущевок» и до наших дней продолжается такая традиция, кроме того, наращивается этажность и увеличивается плотность застройки. Казалось бы, что у данного подхода масса достоинств — это и высокая плотность жилья; и сокращение расходов и ресурса времени на проектирование, благодаря модульности и блокировки элементов; и сравнительно короткие сроки строительства и сдачи домов в эксплуатацию, а также модульная типовая застройка городской территории имеет хороший потенциал транспортной доступности.

Однако появляется всё больше и больше противников концепции массового типового жилья. И главная причина в том, что сама идея дома в лице типовой жилой ячейки дискредитируется и полностью лишается индивидуальности проживающего в ней — это противоречит осознанию человеком индивидуального уютного своего жилого пространства. На уровне подсознания происходит отторжение такого жилья, такой объект совершенно не воспринимается как жилой и не идентифицируется как нечто твое собственное, о котором хочется заботиться. Отсюда мы видим и отношение к окружающим дворовым территориям и к району в целом — место считают депрессивным, пейзажи тут напоминают скорее безжизненную лунную поверхность, чем гуманные жилые кварталы.

Aw9EPCxkVeY

Великий Новгород. Фото из группы «Великий Новгород — прошлое в фотографии»

С научной и художественной точки зрения в такой городской среде отсутствует выраженная композиционная структура и целостность — пространство иллюстрирует функциональный исключительно математический подход к проектированию, напоминающее линейную математическую модель, таблицу или матрицу.

Находясь в любой точке такой застройки человек видит практически одну и туже самую картину — безликие бесконечно повторяющиеся фасады с монотонным метрическим ритмом оконных проемов. Тут не может быть и речи об осознании своего местоположения в пространстве и определении направлений движения — то есть фактически отсутствуют какие-либо ориентиры — затруднена сама возможность сориентироваться в таком пространстве.

На контрасте — воспринимаются как гармоничные, красивые и гуманные городские пейзажи, спроектированные в эпоху расцвета классицизма — когда города строили начиная с разработки объемно-пространственной композиции — архитектурного ансамбля застройки. В таком случае внимание уделяется композиционным особенностям:

  • перспективе улицы, замыкаемой величественным сооружением;
  • форме пространства площади, организованного вокруг центрального объекта — столпа;
  • силуэту вертикальных объемов башен и шпилей.

Другими словами, в такой городской среде неизменно есть ярко выраженные ориентиры — доминанты объемно-пространственной композиции.

Gavr_2

Москва

Gavr_3

Санкт-Петербург

Нужно сказать, что традиции такой классической архитектуры унаследовали европейское видение красоты и гармонии, начиная с городов Греции и Древнего Рима — принципы строгой симметрии, тектоники и идеальной пропорции. В древнерусской же архитектуре городов, тяготевшей в том числе и к традициям восточных стран, в целом складывалась несколько другая ситуация, но тем не менее композиционные доминанты в виде колоколен храмов и оборонительных башен всегда выделялись на фоне низких деревянных домов. Однако, на примере Великого Новгорода — одного из древнейших городов в нашей стране, система вертикальных ориентиров на данный момент оказалась разрушенной — начиная с периода борьбы правительства с религиозной архитектурой и заканчивая разрушением города во времена Великой Отечественной войны.

Почему же так важна композиционная организация объектов городской среды? Дело в том, что понятие «композиция» было сформулировано на основе практических наблюдений как представление человека о правилах создания гармоничного единства и взаимодействия отдельных частей в едином целом — и не только в архитектуре, но и в скульптуре, живописи, музыке и многом другом. Такие закономерности продиктованы ни чем иным, как комплексом физиологических особенностей человека воспринимать органами чувств и осознавать окружающее его пространство.

Понимание красоты, в принципе, сугубо индивидуально предвзято и субъективно, но все же есть некоторые общие закономерности, влияющие на формирование представления об «идеале красоты». В первую очередь, это культурный контекст, то есть условия жизни и представление о моде, а во вторую — как раз особенности устройства органов чувств и осознания полученной информации. Не углубляясь в детали, особенности восприятия в общем сводятся к тому, что в теории искусства принято называть «законами композиции» — выражение бесконечного стремления человека познать окружающий мир, увидеть в нем целое и отдельные части, понять и почувствовать границы этих частей, найти формообразующие главные элементы, которые организуют всё вокруг себя.

К сожалению, в силу экономических соображений и маленькой зоны ответственности современных проектировщиков, сейчас очень редко дело доходит до представления полной картины и действительно разработки ансамбля — чаще просто локально решаются отдельные точки, без внимания к деталям и окружающей территории, не учитывая особенности восприятия городской среды.

Точно таким же образом дело обстоит и с размещением визуальной информации в городе — теперь не только графической, а и мультимедийной. Стоит ожидать, что в ближайшем будущем загруженность пространства и интенсивность информации будет только увеличиваться, благодаря развитию технологий копирования и воспроизведения любой информации на всевозможных носителях, в том числе и на огромных экранах.

IMG_5434w

Великий Новгород, ТЦ «Волна»

Если посмотреть на проблему информации в городе с точки зрения ориентации в пространстве и композиционной гармонии, то можно всю информацию в городе разделить на «ориентирующую» — обозначающую местоположение и назначение объекта, направление движения; и на «мусорную» — не привязанную к конкретному месту, мешающую, закрывающую перспективные виды. Ко второй группе, опять же к сожалению, относиться практически вся коммерческая информация, но это не означает, что нужно разом запретить всю рекламу, да это и невозможно в современном мире, однако необходимо найти решение таких проблем. Есть смысл двигаться в направлении стилистического и композиционного единства, и не только в информационном поле, но и в направлении взаимодействия с окружающей средой и конкретным местом в городе, с его сложившимся образом и культурным значением.

Иначе уже сейчас можно наблюдать городские пространства, напоминающие рекламные развороты дешевой желтой прессы, с невероятным базарным разноцветьем множества картинок и надписей. В комплексе с типовой жилой застройкой ситуация складывается ужасающая. В такой современной городской среде трудно сориентироваться и дискомфортно находиться вообще.

Gavr_6

На эту проблему есть асимметричный ответ в виде мобильных устройств спутниковой навигации, что, казалось бы, помогает разобраться в незнакомой городской ситуации, но одновременно дает повод не обращать внимания на проблемы в реальном пространстве, подходам комплексного формирования городских ансамблей на основе представлений о гармонии и красоте.

Из вышесказанного напрашивается вывод, что назрел и уже практически перезрел вопрос изменения подхода к градостроительству, то есть к законам застройки и оснащения городских территорий, как искусственно созданной человеком среды — в противовес естественной природе. Необходимо отказаться от копирования существующих устаревших норм по инерции и перейти к разумному, основанному на исследованиях и практических опытах, бережному комплексному и рациональному проектированию. Казалось бы, что создавая полностью все заново, люди могли бы уже научиться проектировать и строить так, чтобы городская среда была бы практичной, комфортной и гармоничной — однако, на практике, мы видим, что это недостижимо; особенно, если обратить внимание на современное постсоветское пространство. Но, очевидно, что невозможно полностью законсервировать красивый старый город и строить всё по принципам архитектурных ансамблей 15-го, 17-го и 19-го веков — современная жизнь в городе предполагает иные темпы и ритмы, имеет новое высокотехнологичное оснащение, с тех пор появилось много новых процессов и систем, без которых уже невозможно представить современную комфортную жизнь.

Gavr_5

Тут скорее имеет смысл обратиться к гуманной голландской теории градостроительства, во главе с основателем — архитектором группы ОМА Ремом Колхасом; что, кстати говоря, подтверждается концепцией устойчивого развития города, соответствующая конвенция ООН по которой была подписана в том числе и Российской Федерацией. Речь в которой идет о тотальном разрушении человеком собственной среды обитания, нарушающим все естественные процессы — в том числе и хаотичная массовая урбанизация не формирует благоприятные условия для человека. Чтобы переломить такую пугающую тенденцию, предлагается тщательно взвешенное и бережное отношение к природным и энергетическим ресурсам, особое внимание к зонам коммуникации (общения) людей, к общественному транспорту в городе, к макроклиматическим и эстетическим условиям — в том числе увеличение близкой к естественной природной составляющей на территории города и уменьшение этажности зданий, полный отказ от высотного строительства в жилой городской среде.

фотография (91)

Нужно сказать, что Великий Новгород в этом смысле имеет очень хороший потенциал: пока еще есть достаточно природного ландшафта, есть территории для потенциального развития города, нет монстрообразных грандиозных построек и пространств космического масштаба (по крайней мере, в исторической части). Территория города вполне гуманна и уютна. Единственное, что требуется сейчас — это выработать новые подходы к организации городской среды, остановив массовую типовую высотную жилую застройку и уплотнительную застройку, разработать механизмы контроля и организации информационного оснащения и концепцию организации транспортного движения.